Печать
Просмотров: 516

Роль школьного музея в сохранении историко-культурного наследия

села Кипарисово Надеждинского района

На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.

Решение проблемы видится в приобщении подрастающего поколения к культурно-историческому наследию народа. Действительно, становление личности ребенка, его социальная и национальная идентификация, превращение его в сознательного члена общества и гражданина немыслимы вне определенной культурно-исторической традиции народа.

Школьные музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим воспитательно-образовательным потенциалом. Сохраняя подлинные свидетельства прошлого (вещи, документальные материалы, произведения искусства и др.), школьные музеи способствуют формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений, расширению их культурного кругозора. Действительно, школьный музей обладает удивительной способностью - возможностью погрузить ребенка, подростка в толщу времени, заглянуть в древность, имя которому – Прошлое. И не только с целью его изучения, но и для того, чтобы прозвучал эмоциональный отклик души, который может стать началом интереса, а затем и любви к своей национальной культуре, к своему краю, к своему Отечеству

Зачастую школьный краеведческий музей становится базой для углубленного изучения истории, жизни школы, села, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

С 2006 г. в нашей школе действует школьный музей - это добровольное объединение детей 10 – 16 лет, имеющих желание заниматься творческой исследовательской работой по изучению истории родного края.

В ходе встреч со старожилами, работы в районном и центральном архивах, встреч и бесед со старожилами был накоплен материал по истории села. Возникла идея восстановить краеведческий музей в кабинете истории. Постепенно краеведческий музей заполнился экспонатами: из сараев и чердаков в кабинет перекочевала старинная утварь, а из бабушкиных сундуков – вышивка, праздничные полотенца, костюмы. В собирательскую работу включись не только дети, но и жители села. Создание музея стало общим делом. В настоящее время школьный музей размещен на базе кабинета истории. В процессе создания музея у членов объединения появилась идея освоить музейное дело. На занятиях ребята знакомятся с историей музеев мира и России, с фондовой, экспозиционной и экскурсионной работой школьного музея.

Ежегодно ко Дню Победы оформляется передвижная экспозиция-выставка «Я помню! Я горжусь!», «Земляки – участники Великой Отечественной войны», посвященная подвигу наших односельчан в годы войны. В экспозицию входят вещественные материалы: каска русского солдата, котелок, патронташ, подсумок, гильзы, чемодан санитара. А также письменные источники и фотоматериалы: похоронки, письма с фронта, похвальные грамоты фронтовиков, наградные книжки.

Благодаря стараниям музееведов был собран материал по истории села Кипарисово.

Экспозиционная и экскурсионная работа помогает ребятам углубить знания по истории своего села, а это в свою очередь способствует формированию чувства уважения к своему прошлому, к своему наследию.

Экспозиция музея широко используется в учебном процессе. Здесь проводятся уроки истории и краеведения. На таких уроках история предстает «весомо и зримо» в виде документальных и вещественных материалов. Данные уроки помогают ребятам больше узнать об истории и культуре родного края, о людях, которые его населяют, об их традициях – все это закладывает основы духовно-нравственного развития личности.

Данные мероприятия помогают ребятам больше узнать об истории и культуре родного края, о людях, которые его населяют, об их традициях – все это закладывает основы духовно-нравственного развития личности.

Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей страны, как различные исторические, политические, социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном районе, селе. Встречи с интересными людьми помогают учащимся понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. В процессе поисковой деятельности воспитанники встречаются с необычными фактами местной истории, людьми. В результате у них появляется личный интерес и желание изучить какой-либо вопрос или проблему более подробно. Постепенно ученик сам приходит к своей теме исследования и написания исследовательской работы. На индивидуальных занятиях ребята получают подробную информацию об этапах написания исследовательской работы, о структуре и содержании, о формах ее защиты. На последующих занятиях уточняется тема исследования, формулируются цели и задачи, определяются методы, т.е. идет собственно процесс работы над исследованием.

Ежегодно учащиеся участвуют в районных, и российских научно-практических конференциях и конкурсах, где занимают призовые места.

Благодаря работе школьного музея чувствуется уважительное отношение наших учащихся к истории своей малой Родины, желание работать дальше и совершенствоваться. Видно, как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за себя, за своих односельчан, о которых они рассказывали.

Руководитель школьного музея учитель истории Дячук О.П.